ЮВЕЛИРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Композиционный центр
Многие начинающие художники путают центр картины и центр композиции, совмещая эти понятия. Но на самом деле центр композиции может быть смещен в сторону от центра картины.
Давайте разбираться...
Введение
Композиционный центр — это ключевой элемент композиции, который определяет центральную точку визуального внимания и контролирует организацию пространства на произведении. Он играет важную роль в создании баланса, гармонии и структуры произведения искусства.

Если совсем просто, композиционный центр - это самое главное, что есть в картине, то, что притягивает внимание.

Мы обязаны напомнить, что предмет "Композиция" настолько всеобъемлющий, что его невозможно изучить за 15 минут, прочитав небольшую статью в блоге. Если вы хотите строить свои работы не хуже да Винчи, то приглашаем вас на наши оффлайн-уроки.
Значение композиционного центра
Привлечение внимания
Композиционный центр является точкой фокуса, которая немедленно привлекает внимание зрителя. Он может быть размещен в стратегически важном месте, чтобы создать сильный эффект и усилить визуальное воздействие произведения.
Организация пространства
Композиционный центр помогает организовать пространство вокруг него, определяя распределение элементов композиции и создавая центральную точку визуального интереса.
Управление движением глаз
Он влияет на то, как глаза зрителя двигаются по произведению искусства. Композиционный центр может управлять потоком внимания, направляя взгляд зрителя от одного элемента к другому и создавая динамическое восприятие произведения.
Создание эмоционального эффекта
Выбор композиционного центра может влиять на эмоциональное воздействие произведения. Центральная точка может быть использована для усиления определенного настроения или эмоции, передавая силу искусства через свою позицию и контекст.
Техники выделения композиционного центра
Золотое сечение и правило третей
Ранее мы уже писали о этой технике. Сегодня не будем сильно заострять на ней внимание. Приглашаем ознакомиться с нашей прошлой статьей.
Использование контраста
Контрастные элементы или области в композиции противопоставляются друг другу по цвету, что делает композиционный центр более заметным и выразительным.
Композиционный центр должен быть либо светлее, либо темнее остальных элементов изображения. Такой контраст сразу привлекает внимание зрителя.

Вот несколько примеров картин, где использование контраста помогает выделить композиционный центр. Попробуйте сами отследить свой взгляд. Какие области картины больше привлекают внимание?
Противопоставление теплохолодности
В изобразительном искусстве цвет играет важную роль в создании настроения и направлении внимания зрителя. Теплые цвета, такие как красный, оранжевый и желтый, часто используются для привлечения внимания и создания ощущения тепла, активности или важности. С другой стороны, холодные цвета, такие как синий, зеленый и фиолетовый, могут создавать ощущение спокойствия, глубины и удаленности.
Так же с помощью контраста теплых и холодных цветов художники выделяют композиционный центр.
Это помогает направить взгляд зрителя на ключевые элементы произведения искусства.
Проследите движение вашего взгляда на следующих примерах. Какие элементы композиции ваш взгляд сразу вылавливает из общей массы объектов?
Размер
Один из самых простых способов привлечения внимания к композиционному центру - выделение доминантной фигуры с помощью размера.
Проверьте этот прием на примерах ниже. Объекты, отличающиеся большим размером/ростом/высотой первыми бросаются в глаза?
Направляющие линии
Еще одним из способов выделения композиционного центра являются - направляющие линии.
Этот прием хоть и достаточно распространен в живописи, но требует определенной насмотренности.
Рассмотрим несколько примеров, где используются направляющие линии, выделяющие композиционный центр.
1
Городской пейзаж
Все линии городского пейзажа - фасады домов, выстроенные в ряд автомобили, провода, линии тротуара - устремлены в одну точку.
2
Тайная вечеря
Смысловые направляющие линии - указывающие руки, взгляды апостолов - направлены в смысловой композиционный центр картины - фигуру Иисуса Христа.
Этот эффект усиливается направляющими линиями в интерьере комнаты.
3
Петр I
Тут тоже присутствуют смысловые линии - фигуры людей, сопровождающих Петра, наклонены в сторону композиционного центра.
Второстепенные элементы картины - лодка, группа чаек - устремлены к композиционному центру.
Усиливают этот эффект менее заметные элементы - линии облаков, темные мазки на земле.
Эффект кулис
Данный прием обычно используют в пейзажах. Эффект кулис формируется за счет размещения больших вертикальных объектов в области кулис - деревьев, гор. При этом взгляд наблюдателя устремляется в расплывчатую дымчатую даль, рассматривая объекты там в глубине.
Несколько композиционных центров
Замечательным примером картины с несколькими равнозначными композиционными центрами является "Девятый вал" Айвазовского.
Это не ошибка автора, а целенаправленный сюжетный ход - противостояние человека и стихии.
Как вы догадались, первый композиционный центр сосредоточен в изображении спасшихся после кораблекрушения моряков, ожидающих последний, девятый вал, рожденный ночной бурей.
Второй композиционный центр - огненное рассветное небо. Что оно несет морякам? - спасение или погибель?
Как вам статья?
Как стать художником
Первый шаг к вашей мечте лежит через порог художественной школы-студии "Истоки".
У нас обучаются живописи и малыши (4-6 лет), и взрослые состоятельные люди.
Мы считаем, что творить может каждый, а наши опытные педагоги могут найти подход к любому ученику.