ЮВЕЛИРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Без композиции никуда...
Основы композиции - тема наиболее важная для художника.
Можно великолепно владеть приемами рисунка и живописи... на протяжении долгих лет оттачивать мастерство... НО! Если еще на моменте эскиза ваша работа построена без соблюдения композиционных правил, то итоговая картина не будет иметь ценности.
Введение
В нашей сегодняшней статье мы всего лишь слегка коснемся основных правил композиции:
- золотое сечение;
- и правило третей.

Но стоит понимать, что данная тема настолько всеобъемлющая, что ее невозможно изучить за 15 минут, прочитав небольшую статью в блоге. Если вы хотите погрузиться в тему и строить свои работы не хуже да Винчи, то приглашаем вас на наши оффлайн-уроки.
Божественное число
Многие начинающие художники, услышав, что существует "золотое сечение", пытаются применить его в своих работах.
Но стоит ли это делать на стадии обучения? Давайте разбираться.

Золотое сечение или Золотая пропорция - это гармоническое деление, которое вывел математик эпохи Возрождения Лука Пачоли. Из него следует, что существует такое золотое соотношение отрезков целого, при котором верна математическая формула:
где a и b - части целого отрезка.

Математическим путем было выведено, что такие отрезки должны составлять 62% и 38% от целого. И соотношение данных отрезков всегда будет равно одному и тому же "божественному числу" - 1,6.
Рассмотрим же, как золотая пропорция работает на практике:
где a и b - части целого отрезка.

Математическим путем было выведено, что такие отрезки должны составлять 62% и 38% от целого. И соотношение данных отрезков всегда будет равно одному и тому же "божественному числу" - 1,6.
Рассмотрим же, как золотая пропорция работает на практике:
Как мы сказали в ролике, последовательность Фибоначчи тоже подчинено данной Золотой пропорции или Золотому сечению, как его принято называть. Именно поэтому художники эпохи Возрождения старались писать свои картины, размещая объекты по дуге Фибоначчи.
Стоит ли начинающим художникам использовать золотое сечение в своих картинах?

Мы думаем - нет. Сначала надо познакомиться с основами композиции, и начать лучше всего с правила третей. В противном случае художники будут допускать более значимые композиционные ошибки.

Художественная школа "Истоки"
Субъективное мнение
Правило третей
Правило третей - это упрощенное правило золотого сечения, в основе которого лежит все та же золотая пропорция - 62% на 38%.
Любое полотно можно разделить на 9 квадратов или прямоугольников, откладывая пропорцию 62% на 38% вот таким образом:
Линии, условно разделяющие холст на 9 прямоугольников (квадратов) называют линиями гармонии, а точки пересечения - осевыми точками.

Оценивая произведение искусства, наш взгляд двигается по Z-образной траектории между осевыми точками. Причем, точно так же мы воспринимаем и фотографию, и кадр в кинофильме.
Именно поэтому основные объекты живописного произведения принято располагать именно в осевых точках, а к линиям гармонии привязывают важные элементы кадра - например, горизонт.
Еще проще...
В современном мире действует еще более упрощенное правило третей - делить композицию на 9 равных прямоугольников/квадратов.
В чем отличие? - спросите вы. Давайте сравним классическое построение линий гармоний и современный вариант:
Практическое задание

Для практического задания вам понадобится любой современный смартфон. Необходимо открыть приложение фотоаппарата, и в настройках включить функцию Сетка 3х3 *
Теперь вы можете делать свои фотоснимки, опираясь на правило третей.

*Возможно в вашем телефоне эта функция будет называться просто "Сетка"

Художественная школа "Истоки"
Примеры применения правила третей
Разберем применение правила третей на конкретных примерах - картинах Левитана и Шишкина.
Начнем с "Золотой осени" Левитана:
Линия горизонта
Линия горизонта привязана к верхней горизонтальной линии гармонии, отсюда можно сделать вывод, что доминантное место на картине занимает область земли - лес, берега, река...а область неба играет второстепенную роль.
Березы
Две березы на переднем плане расположены в первой осевой точке - именно на них первым попадает взгляд наблюдателя.
Яркий акцент
Поле на дальнем плане в ином случае осталось бы незаметным для наблюдателя, но художник намеренно использует яркую гамму, чтобы приковать наш взгляд ко второй осевой точке.
Схожие тона
Как мы знаем из основ композиции, изученных выше, наш взгляд плавно перемещается из 2-й осевой точки в 3-ю. Удивительно, но только в этих двух точках художник использует зеленую цветовую гамму, тем самым еще больше удерживая наш взгляд.
Взгляд в воду
Самым массивным темным пятном является река, расположенная ровно на вертикальной линии гармонии
Проведем такой же анализ над картиной Шишкина "Лес вечером":
Линия горизонта
Линия горизонта привязана к нижней горизонтальной линии гармонии, отсюда вывод - доминантой является вечернее закатное небо, пробивающееся сквозь густую чащу леса.
Массивное дерево
Дерево на переднем плане четко соответствует вертикальной линии гармонии.
Яркий акцент
На первый взгляд кажется, что первая осевая точка не загружена какими-то объектами, но в этом месте расположена самая светлая область вечернего неба, которая притягивает взгляд только своим цветом.
Темные тона
В противовес самой светлой области закатного неба в 3-ей осевой точке расположена самая темная часть леса.
Кто нарушает правила?
Конечно, невозможно утверждать, что исключительно все гениальные картины построены по одним и тем же стандартам. "Волшебной таблетки" в искусстве не существует! Есть много примеров, когда мастера намеренно (или нет) нарушают правила золотого сечения или третей.

Например, Ефим Волков из раза в раз помещает линию горизонта в центр картины и игнорирует линии гармонии.
Потренируйте свое восприятие композиции - мысленно постройте линии гармонии по правилу третей на этих картинах:
Как вам статья?
Как стать художником
Первый шаг к вашей мечте лежит через порог художественной школы-студии "Истоки".
У нас обучаются живописи и малыши (4-6 лет), и взрослые состоятельные люди.
Мы считаем, что творить может каждый, а наши опытные педагоги могут найти подход к любому ученику.