ЮВЕЛИРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
ГРАТТАЖ
техника выполнения и история

Сегодня мы познакомимся с удивительной техникой под названием граттаж или восковая графика.

Введение
Термин происходит от французского слова gratter, что означает «царапать» или «скрести». Работы, выполненные в этой технике, напоминают ксилографию или линогравюру, с той лишь разницей, что в граттаже рисунок – это финальный результат, а не основа для отпечатков.
История метода

История граттажа уходит корнями в древность, когда в Древней Греции и Риме была популярна техника сграффито.


Она заключалась в процарапывании верхнего слоя штукатурки для создания рисунков на стенах зданий. Наибольшего расцвета этот метод достиг в эпоху Ренессанса, и до сих пор в европейских городах можно встретить здания, украшенные таким способом.

Новый этап в развитии граттажа связан с авангардистским движением начала ХХ века.


В этот период художники стремились экспериментировать и искали альтернативные техники. Именно в 1925 году немецкий художник Макс Эрнст, рассматривая старый паркет, впервые задумался о возможности создания графических работ методом процарапывания. Эта идея легла в основу новой техники – граттажа, которую Эрнст применил в своих произведениях, создавая уникальные текстуры и узоры.


В 1926 году в Париже был опубликован его сборник «Естественная история», содержащий графические работы, выполненные в технике граттаж, а вскоре после этого состоялась его первая персональная выставка.

Техника граттажа привлекла внимание многих авангардистов того времени, которые постепенно адаптировали её под свои творческие идеи. Они использовали граттаж для создания смелых и новаторских работ, расширяя границы изобразительного искусства.

Сегодня граттаж широко применяется в системе художественного образования для детей благодаря своей простоте и выразительности. Однако среди профессиональных художников эта техника встречается редко и используется скорее как дополнительный метод для создания особых текстур в произведениях искусства.

Художники-граттажисты

Имена выдающихся художников, работавших в технике граттаж, хорошо известны в мире современного искусства.


Самым значимым вкладом в её развитие прославился Макс Эрнст, который переизобрёл эту технику, хотя позже переключился на другие художественные направления.

Испанский авангардист Жоан Миро, стремясь к уходу от традиций, также использовал граттаж для поиска новых форм самовыражения.

Ганс Хартунг разработал особые инструменты для создания смелых широких линий.

Молодой итальянский мастер Джованни Гуида стал одним из лучших современных художников-граттажистов.

Типы граттажа

Процесс создания изображения заключается в процарапывании слоёв краски острыми предметами. Несмотря на кажущуюся простоту, техника имеет множество тонкостей, которые мы будем изучать вместе.

Работы в технике граттаж можно условно разделить на несколько типов в зависимости от выбранных материалов:

Чёрно-белый граттаж
Это классический способ, при котором белую основу покрывают воском или парафином, затем наносят слой чёрной туши, гуаши или акриловой краски. Акрил удобен тем, что не боится воды и легко будет накладываться на основу, но может дать неровные линии при процарапывании из-за своей текстуры.

После высыхания краски изображение создается путём процарапывания зубочисткой или резцом, создавая контрастные линии
Цветной граттаж
Сначала белую основу окрашивают акварелью или масляной пастелью. Если используется акварель, обязательно наносится слой воска, а поверх – слой контрастной краски.
Восковой граттаж
Основа покрывается слоем воска или парафина, что и дало этой технике второе название – восковая графика.
Яичный граттаж
Здесь для основы используют яичный желток, предварительно протёртый через сито, что делает её уникальной.
Существует два основных типа граттажа, различающихся по цветовым решениям:
Позитивный граттаж
Наиболее распространённый, когда основа светлее фона. Это создает яркий контраст между светлыми линиями и тёмным фоном.
Негативный граттаж
Наоборот, основа тёмная, а фон светлый. Здесь могут возникнуть сложности с перекрытием тёмной основы светлой краской, что иногда требует нанесения нескольких слоёв для получения нужного результата и плотности цвета.
Техника выполнения
Создание работы в технике граттажа проходит поэтапно. В качестве основы выбирается плотный лист бумаги или картон, который рекомендуется закрепить скотчем на рабочей поверхности, особенно при малых форматах, удобно использовать планшет.

Для черно-белого граттажа лист натирается воском или парафином. Можно использовать свечу или расплавленный парафин, который наносят кистью, соблюдая технику безопасности.
Если работа цветная, сначала наносятся яркие пятна акварелью или гуашью, а затем покрываются воском.
Для цветной основы так же можно применять масляную пастель или восковые мелки. Они должны равномерно покрывать лист, чтобы создать плотную базу.

Затем лист покрывается контрастным фоном, чаще всего черным, но возможны и другие оттенки, которые будут выделяться на основе.
Тушь и гуашь в чистом виде плохо взаимодействуют с восковой основой, собираясь в капли, поэтому их нужно смешивать с жидким мылом. Можно также использовать хозяйственное мыло, добавляя его к краске на влажной кисти.
Акриловой краске таких мер не требуется — её нужно наносить мягкой кистью плотным слоем, покрывая каждый участок.

При использовании яичного желтка как грунта, краску следует наносить только сухой кистью без добавления воды. После подготовки основы можно приступать к созданию рисунка.
Инструменты

Для создания работы в технике граттаж потребуется несколько инструментов:

  • Резец или карандаш для граттажа. Профессионалы используют специализированные инструменты, но начинающим подойдут маникюрные палочки, вязальные спицы или пустые стержни от ручек.
  • Кисть с мягким ворсом для аккуратного удаления краски.
  • Пластиковый лоток или папка для сбора мусора.
Особенности техники

Перед началом работы важно тщательно продумать сюжет, поскольку исправить изображение впоследствии будет почти невозможно.


Если вы хотите создать сложный рисунок в технике граттаж, можно сначала подготовить эскиз на отдельном листе и аккуратно перевести его на рабочую поверхность с помощью копировальной бумаги. Важно при этом не повредить слой краски и не оставить нежелательных следов.


Простые сюжеты можно сразу процарапывать на поверхности, начиная с тонких контуров и постепенно добавляя детали. Скрести инструментом следует очень осторожно, чтобы удалить лишь верхний слой краски, не повредив основу.

Техника граттажа позволяет создать выразительные работы благодаря использованию линий и штрихов разной толщины.

Например, в позитивном граттаже, где фон тёмный, световые элементы прорисовываются штрихами, оставляя тень нетронутой. В пейзажах или зарисовках архитектуры этот эффект особенно заметен.

Для детей будет интересным рисовать простые сюжеты, такие как цветы, подводный мир или абстрактные узоры. Главное – дать им свободу творчества и не ограничивать фантазию, позволяя наслаждаться процессом создания собственного шедевра.

"Юный дизайнер" в художественной школе "Истоки"

Приглашаем ребят на занятие в группу "Юный дизайнер", где вы сможете раскрыть свои дизайнерские способности и приобрести навыки в различных техниках изображения:

  • граттаж,
  • коллаж,
  • грифонаж,
  • монотипия,
  • пластилинография.

Так же на занятиях нас ждут основы моделирования из бумаги:

  • бумагопластика,
  • конструирование,
  • макетирование.

Наши ученики приобретут навыки иллюстратора:

  • акварельные скетчи,
  • иллюстрации к сказкам,
  • композиция.

И многое другое.

Учитель каллиграфии и дизайна
Ивонинская Оксана Александровна
Закончила школу в столице Северного флота - Североморске. Занималась там же в изо-студии под руководством Сергиенко Анатолия Александровича, ныне заслуженного художника РФ.
Поступила и закончила Семеновское художественное училище, получив профессию "Художник росписи по дереву". Работала на фабрике хохломской росписи.
Вернувшись в Заполярье, участвовала в международных выставках, оформляла детский сад и работала на СЮТ педагогом. Так же поступила и закончила Мурманский педагогический институт по направлению "Технология, дизайн".

Деятельность педагога дополнительного образования продолжилась после переезда в Подмосковье.
Люблю свою работу! Самое удивительное и замечательное - видеть, как ученики учатся у тебя и иногда даже превосходят твои умения своими талантами. Уверена, что научить рисовать, точнее - творить красоту - можно каждого.
График занятий
ВНИМАНИЕ! Перед посещением урока необходимо проконсультироваться с руководителем школы!
Связаться с руководителем вы можете, позвонив по телефону +7925-188-84-09 или оставив свой телефон в форме записи внутри расписания
(начало занятий 15 сентября 2024)
Как вам статья?
Как стать художником
Первый шаг к вашей мечте лежит через порог художественной школы-студии "Истоки".
У нас обучаются живописи и малыши (4-6 лет), и взрослые состоятельные люди.
Мы считаем, что творить может каждый, а наши опытные педагоги могут найти подход к любому ученику.