ЮВЕЛИРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
ПЛЕНЭР
Введение
Пленэр - неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции.

Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков.

Во время занятий на природе учащиеся:
  • собирают материал для работы над композицией;
  • изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной и воздушной перспективы, плановости,
  • совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами,
  • продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.
Методы обучения
  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных
впечатлений).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
Содержание учебного предмета
Настоящая программа адаптирована, определяет объем и содержание знаний,
навыков, учебно-воспитательных задач предмета.

При этом за педагогом сохраняется право творческой реализации материала: перестановка отдельных тем, повторение, закрепление и углубление теоретического материала по конкретным темам и др.
Программа не является догмой. Преподаватель вправе вносить коррективы и
изменения в программу в ходе образовательного процесса.
1 год обучения
Тема 1. Знакомство с предметом «Пленэр».
Ознакомление с основными отличиями пленэрной практики от работы в помещении. Решение организационных задач по месту и времени сбора, оснащению и основным правилам работы. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа (розетка листьев одуванчика, лопуха).
Материал: карандаш, акварель.

Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения.
Передача тоновых и цветовых отношений неба к земле. Знакомство с особенностями пленэрного освещения, теплохолодности, рефлексов. Изменение локального цвета. Этюды пейзажей на отношение «небо-
земля» с высокой и низкой линией горизонта. Зарисовка стволов берез (на
светлом фоне неба и на темном фоне зелени).
Материал: карандаш, акварель.

Тема 3. Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека.
Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие
наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта.
Материал: тушь, акварель.

Тема 4. Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы).
Передача тональных отношений с четко выраженным контрастом. Работа тенями. Этюд калитки с частью забора. Рисунок фрагмента чугунной решетки с частью сквера.
Материал: карандаш, тушь, маркер, акварель.

Тема 5. Линейная перспектива ограниченного пространства.
Знакомство с визуальным изменением размера предметов в пространстве на примере городского дворика. Определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращений пространственных планов. Зарисовка крыльца с порожками. Этюд угла дома с окном, части крыши с чердачным окном.
Материал: карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель.

Тема 6. Световоздушная перспектива.
Определение правильных цветотональных отношений пространственных
планов. Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени.
Этюд пейзажа с постройкой на среднем плане. Зарисовка дома с пейзажем.
Материал: карандаш, акварель.
2 год обучения
Тема 1. Зарисовки первоплановых элементов пейзажа.
Этюды деревьев. Образное восприятие природных форм. Рисование тенями: живописный или графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики натуры. Зарисовки крупных камней, пней интересной формы. Этюды деревьев (монохром).
Материал: карандаш, акварель, соус.

Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения неба к
земле.

Зарисовки цветов и растений. Развитие пленэрного цветоощущения,
передача общего тона и тонально цветовых отношений в пейзаже. Выявление
возможностей акварельных красок в передаче различного состояния природы.
Использование различных приемов работы карандашом. Этюды на большие
отношения неба к земле приемом a la prima при разном освещении. Зарисовки
разных по форме цветов и растений.
Материал: карандаш, акварель.

Тема 3. Архитектурные мотивы.
Выявление характерных цветовых и тоновых контрастов натуры и колористическая связь их с окружением. Совершенствование навыков работы в технике a la prima, дальнейшее обогащение живописной палитры. Этюд дома с деревьями и частью забора. Зарисовки несложных архитектурных сооружений.
Материал: карандаш, акварель, тушь.

Тема 4. Наброски, зарисовки и этюды птиц, животных и человека.
Овладение приемами быстрого, линейного, линейно-цветового, линейно-тонального изображения животных и птиц. Выявление в набросках и этюдах
характерных движений. Грамотная компоновка нескольких изображений.
Материал: карандаш, маркер, гелевая ручка, акварель.

Тема 5. Линейная перспектива глубокого пространства.
Практическое знакомство с передачей перспективы на конкретном примере. Грамотная передача тональных и цветовых отношений с учетом перспективы. Рисунок дома с частью улицы, уходящей в глубину. Этюд части дома с окном или крылечком и части улицы.
Материал: карандаш, акварель.

Тема 6. Световоздушная перспектива.
Объемно-пространственное восприятие пейзажа. Красивое ритмическое расположение в листе пятен и линий. Изменение цвета в пространстве. Этюд и зарисовки группы деревьев на фоне дальнего пейзажа (два этюда – со светлыми и с темными стволами).
Материал: карандаш, акварель.
3 год обучения
Тема 1. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа.
Интересное композиционное решение. Использование различных приемов работы акварелью и карандашом. Тропинки, аллеи, крутые склоны, деревья,
кустарники.
Материал: карандаш, акварель, фломастер.

Тема 2. Кратковременные этюды и зарисовки пейзажа на большие отношения.
Целостность восприятия натуры и цельность ее изображения.
Изучение характера освещения. Этюды и зарисовки на различные состояния с
разными композиционными задачами.
Материал: карандаш, акварель, соус.

Тема 3. Архитектурные мотивы.
Передача пропорций архитектурных частей здания. Деталировка отдельных фрагментов. Выявление характерных тоновых и цветовых контрастов. Рисунок и этюд фрагментов храма (колокольни, барабанов с луковицами, оконных проемов с решетками и т.д.)
Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка.

Тема 4. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека.
Совершенствование навыков передачи характера движений и поз домашних и
диких животных. Пластика фигуры человека.
Материал: карандаш, акварель, маркер, фломастер, тушь.

Тема 5. Линейная перспектива глубокого пространства.
Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы. Развитие навыков работы с различными материалами. Рисунок лодок, катеров в различных ракурсах. Этюды мостков на реке, причалов для лодок.
Материал: карандаш, акварель, соус, тушь.

Тема 6. Световоздушная перспектива.
Передача плановости в пейзаже. Цельность восприятия. Выделение композиционного центра. Этюд и зарисовка холмистого или разнопланового пейзажа с постройками.
Материал: карандаш, акварель, соус, тушь.
4 и последующие годы обучения
Совершенствование и оттачивание мастерства. Подготовка к поступлению в ВУЗы
Результаты
Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание о закономерностях построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
  • знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
  • умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
  • умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;
  • умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
  • навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
  • навыки передачи световоздушной перспективы;
  • навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Скачать программу обучения
Как стать художником
Первый шаг к вашей мечте лежит через порог художественной школы-студии "Истоки".
У нас обучаются живописи и малыши (4-6 лет), и взрослые состоятельные люди.
Мы считаем, что творить может каждый, а наши опытные педагоги могут найти подход к любому ученику.