ЮВЕЛИРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
ИСТОРИЯ ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА
Введение
Ювелирное дело (от голландского juwelier — «драгоценность») — вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник создает изделие из драгоценных материалов, применяя различные техники их обработки.
В ювелирном деле гораздо реже, но все же используются цветные металлы и их сплавы, полудрагоценные и поделочные камни.

Ювелирное дело по праву относится к категории наиболее престижных творческих профессий, чьи секреты мастера тщательно хранят и бережно передают из поколения в поколение. А за уникальные шедевры, изготовленные именитыми ювелирами, обеспеченные люди готовы платить огромные деньги.
    Ювелирных дел мастер
    Профессия ювелира сегодня переживает второе рождение, и «обрастает» самыми разными направлениями.
    Люди, которые интересуются обучением профессии, сталкиваются с разнообразным выбором направлений в ювелирном деле:
    • ювелирное мастерство как ремесло,
    • ювелирный дизайн,
    • предпринимательство и ведение собственной ювелирной марки,
    • управление ювелирным предприятием или его подразделением,
    • профессия эксперта (например, по оценке камней), и многое другое.

    Искусный ювелир должен не только уметь пользоваться специальным инструментом и досконально знать технические нюансы профессии, но и обладать незаурядными творческими способностями для разработки оригинального дизайна своих произведений.
      История ювелирного дела
      История ювелирного дела насчитывает более 5 тысяч лет, именно таким возрастом датируются самые ранние художественные изделия из золота, найденные на территории современного Египта. В те далекие времена местные мастера уже умели изготавливать всевозможные украшения из благородного металла, в том числе, браслеты, нагрудники, ожерелья и погребальные маски фараонов.

      Украшения, созданные в Древнем Египте, до сих пор поражают своей красотой и сложностью. По форме они обычно походили на изображения древних божеств. В Древнем Египте верили, что украшения выполняют магические функции: защищают от болезней и злых чар, связывают человека с силами природы.

      Носить украшения полагалось на определенных участках тела. Прежде всего, это была область сердца (оно считалось наиболее значимым органом). Чтобы защитить его, на груди носили изделия в виде скарабея. Жук символизировал жизненную силу, активность, воскрешение. Кроме того, важной точкой была середина лба. Древнеегипетские мастера, выполняя украшения для нее, использовали символы силы и мудрости, например изображения змеи. Говоря о технике изготовления изделий, можно отметить, что обычно применялись чеканка и гравировка, а любимыми материалами египтян были золото, серебро, обсидиан и аметист.
      В последующие несколько тысячелетий ювелирное дело из Египта распространилось в соседние регионы — на Ближний Восток и в Междуречье. Здесь весомых успехов в художественной обработке драгметаллов и камней достигли мастера Ассирии, Шумера и Вавилона.

      Согласно достоверным историческим источникам, самые ранние упоминания об ювелирных произведениях древнегреческих мастеров датируются XIV веком до нашей эры. Наивысшего расцвета оно достигло в классический период истории Эллады — в V-IV веках до н. э. Древние греки первыми научились создавать украшения из изумрудов и жемчуга, а также добились потрясающих успехов в изготовлении гемм (камей и инталий) для медальонов, перстней-печаток и амулетов.



      Ювелиры Древнего Рима унаследовали традиции соседей-греков и дополнили их собственными уникальными наработками. Они начали широко использовать золото и драгоценные камни не только для нательных украшений, но и при изготовлении мебели и других предметов интерьера. Но после падения Рима под натиском варваров в конце V века многие секреты мастеров были надолго утрачены.
      В Византийской империи после принятия христианства ювелирное искусство на многие столетия было монополизировано церковью. Неизвестные мастера в огромных количествах изготавливали разнообразные предметы культа для храмов, а также оклады икон и священных книг. Аналогичным образом события развивались в Средневековье на территории всей Западной Европы.

      Только в XIII веке, на заре эпохи Возрождения, в парадном убранстве высшей европейской знати вновь стали появляться ювелирные украшения. В обществе начали распространяться идеи гуманизма, а вместе с ними быстро развивались все виды искусства, в том числе и ювелирное дело. Ношение пряжек, перстней, ожерелий и поясов, украшенных драгоценными камнями, вошло в моду, а профессия ювелира вновь стала широко востребованной в обществе.
      В эпоху Великих географических открытий (конец XIV — конец XVII веков) европейцы наконец смогли познакомиться с образцами ювелирного искусства из других регионов Земли. Моряки, а затем и искатели приключений начали привозить из Африки, Индии и Китая изделия местных ювелиров. В то же время, огромное количество уникальных шедевров из золота доколумбовых цивилизаций Америки были переплавлены испанскими конкистадорами в монеты и слитки.

      В последующие столетия ювелирное дело вместе с другими видами искусства переживало периоды взлета и падения, сменяли друг друга разнообразные стили, появлялись новые техники и материалы. В XIX веке началось массовое промышленное производство ювелирных изделий, тогда же были образованы всемирно известные ювелирные компании — французская Cartier, американская Tiffany & Co и австрийская Swarovski AG.

      Русь XIV - XVII вв
      С пришествием татаро-монгольских полчищ ювелирное дело оказалось позабыто почти на целое столетие. Многие мастера погибли или были увезены для работы у ордынских правителей. Лишь к концу XIV века начинается постепенное возвращение к древнему искусству. Центром ювелирного ремесла становится Москва, где большой популярностью пользуется техника серебряной скани.

      В XVI – XVII веках ювелирное искусство активно использует эмаль и самоцветы. Украшениям этого периода присущи богатство, красочность и насыщенность цветов. Камни тоже отличаются яркостью – в почете сапфиры, рубины, изумруды. Это время называют расцветом техники чернения. Во многих городах создаются центры серебряного дела.
        Русь в XVIII веке
        В России в XVIII столетии ювелирное искусство расцвело. Это произошло во многом благодаря реформам Петра I. С тех пор ювелирное дело активно заимствует европейские тенденции, при этом сохраняя свою самобытность. В Россию нередко приезжают заграничные мастера. Среди них – известный Жереми Позье, который проработал при дворе тридцать лет и создал истинные шедевры ювелирного искусства. Лучшей его работой по праву считается Большая императорская Корона, выполненная для Екатерины II. Уникальное в своем роде изделие насчитывает почти пять тысяч бриллиантов. Сейчас эту реликвию тщательно бережет уникальный музей ювелирного искусства – Алмазный фонд в Москве.

        В целом использование драгоценных камней становится популярным именно в это время. Сверкающие, яркие, великолепно обработанные и оформленные, они прекрасно дополняют и украшают пышные наряды знатных дам и вельмож.

        Интересно, что и само слово «ювелир» также вошло в употребление в XVIII столетии. Оно заменило достаточно длинное название «золотых и серебряных дел мастер».
          Положение дел в России в XIX веке
          Высочайшего уровня ювелирное искусство в России достигло в XIX столетии. В это время существенно меняется направление работы, мастера стараются уходить от европейских традиций и возвращаются к исконно русским, придавая изделиям национальный колорит. Особенно модным становится речной жемчуг.

          В Петербурге и Москве появляются крупные предприятия серебряного и золотого дела. Особенно известны фирмы Овчинникова, Постникова, братьев Грачевых и, конечно же, Карла Фаберже. Своим удивительным мастерством они покоряют не только русскую знать, но и королевские дворы Западной Европы. Однако их изделия доступны и рядовому покупателю – речь идет о портсигарах и столовом серебре.

          По мнению специалистов, конец XIX – начало XX столетия является золотым веком российского ювелирного искусства.

            XX век
            В прошлом столетии в ювелирном искусстве формируется большое количество направлений. В первые десятилетия главенствующим стилем является модерн. В ювелирном искусстве его влияние реализовалось в крайней сложности форм и орнамента украшений. Активно используются платина, палладий, анодированный алюминий. Снова обретают популярность бриллианты. Модной становится и бижутерия, на распространение которой существенным образом повлияла знаменитая Коко Шанель.

            В военные и послевоенные годы изделия становятся более простыми, золото часто заменяется бронзой. Во второй половине столетия под влиянием нонконформистских идей мастера начинают использовать в работе необычные материалы, ранее немыслимые для ювелирного дела: дерево, пластик, сталь и другие. С развитием сложной техники появляются украшения с камнями-хамелеонами, способными менять окраску в зависимости от перепадов температуры или настроения владельца. Популярным становится культивированный жемчуг различных цветов.

            В советские годы русские ювелирные фирмы выпускали большей частью массовую продукцию. Но в конце прошлого века современные мастера задумали возродить гильдию ювелиров России, чтобы вернуть ювелирному искусству былую славу.

            Источник: 22-kamnya.ru
              Как вам статья?
              Как стать художником
              Первый шаг к вашей мечте лежит через порог художественной школы-студии "Истоки".
              У нас обучаются живописи и малыши (4-6 лет), и взрослые состоятельные люди.
              Мы считаем, что творить может каждый, а наши опытные педагоги могут найти подход к любому ученику.