ЮВЕЛИРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
АВТОРСКОЕ ПРАВО
на примере кинодрамы "Большие глаза" (2014)

Введение
Изобразительное искусство сопровождает всю историю человечества, начиная со времен раннего палеолита, когда люди оставляли зарисовки охоты на стенах пещеры, до сегодняшних дней, когда существует многообразие сюжетов, техник и направлений живописи.

В течение истории развития изобразительного искусства вспыхивали и затухали отдельные звезды художников, а другие - светят нам до сих пор, украшая выставки знаменитых картинных галерей. Неудивительно, что истории жизни и творчества отдельных авторов становились вдохновением для "художников" в других сферах - писателей, публицистов и режиссеров.

Хорошим примером такого вдохновения стал скандал, произошедший с нашей современницей - художницей Маргарет Кин - который лег в основу сюжета драмы "Большие глаза" от Тимма Бертона
Сюжет
В основу сюжета драмы "Большие глаза" легла биография Маргарет Кин, которая творила в 50х годах прошлого столетия в стиле китч, но позднее, после разгоревшегося скандала, в художественном сообществе стиль, в котором работала Маргарет Кин, будет носить оригинальное название "большие глаза". Такое название сохранится за ним по сегодняшний день.
Роль женщины
Маргарет не повезло родиться во время, когда роль женщины ограничивалась бытом и домостроем. Искусственно навязанный образ женщины-домохозяйки накладывал отпечаток не только на устоявшихся в обществе нормах, но и на возможности женщин реализоваться как личность.
Женщина без мужчины считалась неполноценной, и все продукты труда и творчества женщины, выходившие за рамки бытового обслуживания мужчины, тоже не ценились

Именно в такую почву легли страхи Маргарет, которая осталась без средств к существованию с маленьким ребенком на руках: "Я ничего не значу... моя цена - копейки..."
И тут появляется он...
И тут появляется он... Мужчина, который не только дополняет ее "неполноценность", но и берет на себя некоторые материальные трудности, позволив спокойно воспитывать дочь и заниматься любимым делом - рисовать детей с невероятно большими глазами, которые за авторством самого Уолтера Кина неплохо продаются.

Муж убеждает Маргарет, что так будет выгодно всем - каждый делает то, что умеет лучше всего. Маргарет - рисует, Уолтер - продает.

"Никто не будет покупать картины у автора-женщины..."

И пока Уолтер ведет праздный образ жизни, купаясь в популярности, деньгах и признании, Маргарет становится узником своей маленькой мастерской.
Об этом ли мечтает талантливый художник? - променять относительно небольшие финансовые проблемы на творческое рабство?
    Счастливый конец
    Маргарет нашла в себе силы уйти от мужа-эксплуататора, а через несколько лет дала интервью, в котором назвалась настоящим автором серии картин "большие глаза".

    Разразился большой скандал, вылившийся в судебный тяжбы, результатом которых стала победа Маргарет.

    Кинокартина, действительно, замечательная, и мы уверены, что такой сухой пересказ основных спойлеров не омрачит вам восприятие от просмотра.
    Плагиат - это плохо
    Художники, будучи творческими людьми редко вникают в юридические тонкости своей профессии, а между тем на кону стоит их интеллектуальная собственность.
    Давайте же немного окунемся в правовой вопрос и на примере Маргарет Кин разберем, что пошло не так.

    Авторское право возникает в момент создания оригинальной картины, и автором считается лицо, указанное на картине.
    Но что мы помним по сюжету киноленты? - Уолтер Кин подписывал своей подписью чужие картины. Т.е. он фактически нарушал личные неимущественные права художников - был плагиатором.

    Личные неимущественные авторские права невозможно подарить, продать или передать человеку каким-либо другим способом. Даже если бы под давлением мужа Маргарет подписала бы какой-нибудь документ, то суд не принял к рассмотрению данный довод.

    Личные неимущественные права остаются с человеком даже после смерти. Именно поэтому невозможно на оригинальный "Черный квадрат" Малевича навесить ярлык - "Черный квадрат" Иванова И.И. - это будет нарушение неимущественных прав на имя и авторство.
    НО! условный Иванов И.И. может вдохновиться картинами Малевича и выдать миру "Красный овал". Это уже будет "художественное заимствование".

    В фильме же (да и в жизни) Маргарет повезло - Уолтер хорошо болтал, но совсем не умел рисовать - Маргарет хватило всего 53 минут, чтобы написать оригинальную картину в своем стиле, благодаря чему ее личные неимущественные права были восстановлены.
    Копия, реплика, повтор - это хорошо
    Давайте же разберемся, как рисовать картины, не нарушая авторское право.
    Копия
    Если вы уже опытный художник, то можете столкнуться с запросом клиента нарисовать копию шедевра. Это абсолютно легально, если вы укажете, что это копия с такой-то картины.

    Копия может быть разной степени близости к оригиналу.
      Повтор
      Так же у художников ходит практика повторять свои шедевры, если они хорошо продаются.
      Разница между "копией" и "авторским повтором" в том, что "повтор" художник делает с "себя", а "копию", соответственно, с чужого произведения.

      Авторский повтор - не точная копия, а очень похожая картина. Причем повторяя свою картину, автор может изменить ее размер
        Реплика
        Реплика - авторский повтор, но максимально приближенный к своей оригинальной картине. Говорят, что художники не очень любят делать реплики своих картин, т.к. это очень сложно.
        Как вам статья?
        Как стать художником
        Первый шаг к вашей мечте лежит через порог художественной школы-студии "Истоки".
        У нас обучаются живописи и малыши (4-6 лет), и взрослые состоятельные люди.
        Мы считаем, что творить может каждый, а наши опытные педагоги могут найти подход к любому ученику.